Коллективное бессознательное
Коллективное бессознательное — впервые термин введён психиатром Карлом Юнгом в 1916 году в статье «Структура бессознательного» и является центральным понятием аналитической психологии. Коллективное бессознательное – это одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга.
Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый «общий знаменатель» для разных людей.
Коллективное бессознательное – это общее для всех людей, которое составляет основу психической субстанции любого человека.
Проще говоря, это те вещи, которые вызывают одинаковые символы и ассоциации, независимо от социальных факторов. Неважно где человек родился, в каком месте учился, какое было социальное положение его семьи, этот опыт является общим для всех…
Голубое небо – умиротворение, огонь в определенном контексте - символ уюта и тепла, череп и кости – не влезай, убьет! :)
Вспомните наскальные рисунки... Именно первым доисторическим людям приходилось применять символы бессознательного из-за отсутствия письменности, чтобы хоть как-то передать информацию или даже рассказать целую поучительную историю последующему поколению.
На глубоком уровне, коллективное бессознательное мы получаем с импринтами в раннем детстве. Оно не приходит на генетическом уровне, как раньше считали психологи, скорее закладывается в базисных вещах, которые мы получаем из окружения, будучи еще в колыбели.
Что представляет собой современное коллективное бессознательное? В нашем обществе потребления? На наш взгляд, это многочисленные культовые бренды…
Каждый профессиональный маркетолог вам расскажет о том, что о человеке можно многое сказать, изучив его «перечень потребления брендов». Это то, что он покупает. Сейчас люди приобретают вещи не из-за каких-то уникальных качеств или свойств, а по причине определенных ассоциаций. «Если ты до пятидесяти лет не купил Rolex, значит, жизнь прожита зря», - примерно так гласит нам реклама в модном, глянцевом журнале. Теперь каждый знает, что если у него на руке «Ролекс», значит, парень уже чего-то достиг, имеет состояние, статус и стабильность. Символические стереотипы. Если у нее сумка Louis Vuitton, значит, разбирается в моде, часы G-shock - спортсмен с активной жизненной позицией, костюм Cerruti, - молодой и перспективный, BMW - ценит консервативную роскошь и надежность…
У каждого бренда есть своя идеология и целевая аудитория. Каждый товар предназначен определенному покупателю. Маркетологи продают не товар, а образ жизни…
Самый яркий пример идеологии бренда это Apple. Еще Стив Джобс говорил, что «Айфон» везде един. Нет, допустим, турецкой версии «Айфона» или китайской. В Германии, Франции, Италии и в любой другой стране будет точно такой же гаджет с логотипом яблока. Что такое Apple? Помимо общества потребления, это еще и образ жизни. Джобс объяснял свою идеологию очень просто – Apple занимается просвещением культуры, развивая вкус у потребителей к хорошим, стильным и качественным вещам. Он утверждал, что у большинства людей банально нет вкуса и чувства прекрасного. Быть может, он был прав. Благодаря той самой идеологии, логотип Apple стал современным коллективным бессознательным… Его знают дети и взрослые, женщины и мужчины, люди разных конфессий и национальностей.
Американцам предложили оценить обычные часы, но с логотипом Apple
Популярный комик и телеведущий Джимми Киммел (Jimmy Kimmel Live)
решил провести свой социальный эксперимент и предложил рядовым американцам оценить по достоинству iWatch. Правда, под видом «умных» часов Apple прохожим давали подержать обычные часы Casio за 20 долларов с приклеенным на них логотипом всемирно известного надкушенного яблока. Но это не помешало технически подкованным (как они, вероятно, сами себя считают) случайным людям на улице красочно восхищаться гаджетом.
решил провести свой социальный эксперимент и предложил рядовым американцам оценить по достоинству iWatch. Правда, под видом «умных» часов Apple прохожим давали подержать обычные часы Casio за 20 долларов с приклеенным на них логотипом всемирно известного надкушенного яблока. Но это не помешало технически подкованным (как они, вероятно, сами себя считают) случайным людям на улице красочно восхищаться гаджетом.- «Забавно наблюдать за тем, как люди реагируют на часы Casio, услышав, что это продукт от Apple», — комментирует затею комик.
Первое интервью с индийско-азиатским парнем:)
- «Это последняя новинка от Apple, умные часы iTime, хотите взглянуть?»
- Круто!
- А что именно вам кажется крутого в этих часах?
- Это выглядит как что-то удобное, легкое…
- На главном экране вы можете посмотреть время и день недели.
- Да, я считаю это нужная «фишка».
Другой респондент, длинноволосая блондинка, теребя в руках самодельное чудо инженерной мысли, пытается найти и описать явные плюсы на вид простеньких часов.
- Да, безусловно. А еще они очень легкие, и выглядят как «олдскул», что очень стильно.
- Классический Apple стиль?
- Да, все верно…
Парень в затемненных очках тоже пытается справиться с заданием интервьюера и найти значимые положительные стороны.
- Милый, прорезиненный ремешок… А еще мне нравятся большие цифры, легко рассмотреть…
Последняя опрошенная женщина со стаканом сока в руке воодушевленно рассматривает, якобы новинку от Apple.
- Расскажите, пожалуйста, что вы думаете об этих часах?
- Это по-настоящему круто, потому что это Apple.. Знаете, Apple это бренд, который мне очень нравится и у меня есть компьютер, есть «айфон» и так же есть «айпад». Только потому, что это Apple меня это уже впечатляет…
- То есть вы купите в любом случае?
- Я куплю все что угодно от Aplle…
- И даже часы Casio с логотипом на задней стороне?
Как мы видим, на подсознании всплывают образы, связанные с любимым символом. Не важен товар, его качество и характеристики. Главное что это Apple… Хорошо это или плохо? На данную тему можно очень долго дискутировать, приводя различные аргументы, но одно точно неоспоримо…
Джобс был удивительным человеком и выдающимся лидером, который внес в этот мир очень многое из того, что будут помнить еще многие поколения. Своим бунтарским духом он доказал, как важно быть уникальным и неповторимым, и смотреть на мир под иным углом…
В заключении мы бы хотели порекомендовать вам к прочтению, замечательную книгу Уолтера Айзексона – Стив Джобс.
В основу книги легли беседы с самим Стивом Джобсом, а также с его родственниками, друзьями, врагами, соперниками и коллегами. Джобс никак не контролировал автора. Он откровенно отвечал на все вопросы и ждал такой же честности от остальных. Это рассказ о жизни, полной падений и взлетов, о сильном человеке и талантливом бизнесмене, который одним из первых понял: чтобы добиться успеха в XXI веке, нужно соединить креативность и технологии. Книга вышла в США в октябре 2011 года и сразу стала первой в рейтинге amazon.com.
И напоследок, нам бы хотелось процитировать последнее интервью великого лидера…
«Однажды солнечным днем, Джобс, который чувствовал себя неважно, сидел в саду за домом и вслух размышлял о смерти. Он рассказывал о своих индийских путешествиях почти сорокалетней давности, об изучении буддизма, о взглядах на реинкарнацию и трансценденцию.
— Я верю в Бога процентов на пятьдесят, — сказал он. — Почти всегда мне казалось, будто наше бытие не ограничивается тем, что видно глазу.
Он признался, что сейчас, перед лицом смерти, пожалуй, переоценивает свои шансы на загробную жизнь — очень уж хочется в нее верить.
— Мне нравится думать, что после нас что-то остается. Как-то не укладывается в голове, что ты накапливаешь столько опыта и, может, даже крупицу мудрости, а потом все это просто исчезает. Поэтому мне ужасно хочется верить, что какая-то частица тебя продолжает жить, что твое сознание каким-то образом существует и дальше.
Он очень долго молчал, прежде чем вновь подать голос.
— Но с другой стороны, может, это как выключатель. Щелк! И тебя нет.
Еще помолчал и с чуть заметной усмешкой добавил:
— Наверное, именно поэтому я никогда не любил ставить выключатели на устройства Apple». (С) Айзексон Уолтер - Стив Джобс.
(С) Ссылка для публикаций - http://www.psixolog24.blogspot.ru/2014/07/1916.html

